Когда шла по Оксфорд стрит из школы, Абдула, смешное все-таки имя, увязался провожать. Никак не могла ему объяснить, что мне абсолютно некуда спешить. что я сейчас встану на углу и буду на кнопку нажимать. Иногда мне так бывает неловко, они все работают на трех работах офиантами, а я такой праздно-шатающийся.
Пришлось сделать вид, что мне в метро надо. Пока шли минут пятнадцать, Абдула приглашал меня на дейтинг.
- Слушай, я не хожу на свидания, - говорю я ему
- Да ладно, какие-таки свидания, - говорил он мне, - мы же учимся вместе, просто сходим куда-нибудь, где-нибудь посидим, что-нибудь выпьем.
- Слушай, не пудри мне мозги, - говорю, - ты же мусульманин, ты, сто процентов, не пьешь.
- Не пью, - соглашается он, - но это не значит, что ты не можешь выпить. Ты будешь пить, а я буду с тобой разговаривать. Отличная идея.
- Ага, потом я напьюсь и всем мало не покажется.
- Я буду за этим следить, - говорит он
- Нет, все-таки я не хожу на свидания
- Да ладно тебе, - говорит он, - это же Лондон, здесь все ходят на свидания. Здесь свобода.
- Хорошо, - говорю я, - на самом деле, я очень стара для тебя. Тебе сколько? Двадцать? Двадцать четыре?
- Слушай, это же Лондон, - отвечает он, - здесь нет возраста. И что значит, стара? Тебе сколько лет? Или я что-то не понимаю.
Я прикусываю язык, мне почему-то абсолютно не хочется, чтобы завтра весь колледж обсуждал и удивлялся. Я даже не говорю свою коронную фразу: "я тебе в бабушки гожусь". Думаю, надо ему сказать, что у меня есть мужчина. Так ведь он уже выяснил, что в Лондоне я одна. И мужчины где-то в других странах его не парят. Можно сказать, что я - гей. Но тогда тоже завтра весь колледж это будет обсуждать.
С другой стороны, мне всегда говорят, что гораздо проще задвинуть. Нет, значит нет.
Но я так не умею.
- Ладно, давай так, - говорит он, - завтра, ты же будешь завтра, да? Завтра скажешь мне, идешь ты со мной на свидание или нет. Хорошо? Кстати, может быть сегодня устроим свидание? Я заканчиваю около десяти. Можем где-нибудь пересечься.
- Нет, - говорю, - у меня сегодня встреча с клиентом. Очень богатым клиентом. Я не могу просто так задвинуть клиента.
- Ты любишь богатых? - грустнеет он.
- Я люблю богатых клиентов, да, - отвечаю я
Потом у метро он уходит на Риджен стрит, он где-то там работает.
Я возвращаюсь обратно, достаю камеру и чего-то там снимаю. Потом вспоминаю, что в городе - студенческие протесты, только не посмотрела где, что надо бы прогуляться до Трафалгарской площади, заодно где-нибудь поесть.
Где-то в Сохо поднимаю голову и вижу два вертолета, практически на месте кружащихся в воздухе.
Что-то случилось?
Дохожу до Ласта сквеа и тут вываливает толпа и полицейские, и студенты, и зеваки.
Собственно, я их нашла. Только не успела поесть.
Потом мы бредем в толпе часа три. Я снимаю, я слушаю, я рассматриваю. Это захватывает. Манифестация. Чувствуешь в какой-то момент единицей этой толпы. Тебе улыбаются, ты улыбаешься. Толпа течет, люди вокруг стоят и каждый реагирует по своему. Кто-то улыбается, кто-то аплодирует, у кого-то трагическое выражение лица.
Студенты, в основном юные совсем, в таком возрасте и море по колено, и революция - это так манит. Скандируют, выплясывают. По бокам идут полицейские. Как слаженно работали полицейские. Очень удивило. Оттесняли толпу, вовремя останавливали, чтобы не было давки. Перекрывали улицы и направляли в нужном направлении.
В газете написали, что студентов было около десяти тысяч, а полицейских около четырех.
Умиляли мелочи. Кто-то уронил банановую шкурку и какая-то девочка подняла и отнесла в мусорку, чтобы никто не подскользнулся.
Иногда из толпы шел запах марихуаны. Иногда кто-то отпивал из бутылки вино, что не разрешено в Англии. Но толпа, в основной массе своей, была трезва и адекватна.
Хотя пару раз было несколько неуютно, я боюсь толпы, и редко бываю в ней. Но тут хотелось досмотреть действие до конца. И пару раз оказывались в тесном пространстве, сразу начиналась паника, но хорошо, народ все-таки держит дистанцию.
Собственно, все потом оказались в Сити. Несколько граждан попытались покидать мусор в полицейских, но и мусора особо не было, и полицейские быстро увели зачинщика. На этом все боевые действия закончились.
И в этот раз толпа была предупреждена, что в случае беспорядков, полицейские будут стрелять резиновыми пулями. При этом манифестанты мирно беседовали с полицейскими.
Я потом у них спрашивала дорогу к метро.
А демонстрация правильно закончилась. Дошли до конечной точки в Сити, достали бутеры и чай-воду. Врубили колонки, с собой тащили тележку с колонками и устроили большую дискотеку. Я в этом месте ушла, потому что замерзла, потому что уже все равно стемнело, а вспышки с собой не было, в третьих очень надо было в туалет, а туалетов поблизости не было, ну и у меня вечером была встреча с приятным человеком. И уже надо было тащиться домой, переодеваться
И потом вот это странное ощущение, когда часа четыре ты провел в толпе, потом сидишь вечером в одном респектабельном доме. Тебя вкусно кормят и беседуют на разные прекрасные темы, а ты все про толпу думаешь. Такие контрасты.
И еще в ночи девушки в коротких юбках, на огромных каблуках, идут в ночные клубы, а ты мимо в электричке едешь. Город живет своей жизнью