Толпа сегодня была больше чем вчера. И теплее было намного.
Что изменилось: огородили место, где склад продовольствия и пледы с пенками, а также генератор.
Ходила девочка с пакетом, говорила - мусор выкидываем сюда. Просили пользоваться пластиковой посудой не как одноразовой. То есть - выпил сок, не выкинул стакан, а когда тебе захотелось еще сока, подошел со своим старым пластиковым стаканом.
Видела мешки для разного вида мусора: "пластик здесь". Появилась площадка с надписью: "Лекторий". На отдельной площадке играли в волейбол. Там же на газонах граждане играли в "Жулики и воры". Судя по всему, правила были как у мафии.
Определились с политикой лагеря - просвещение, цель лагеря - изменение людей для изменения власти. Соответственно - наглядная агитация.
Должны были снимать "Госдеп-2", но некий майор, по сообщению Собчак, категорически запретил снимать. Съемки перенесли в студию РБК,
Наконец-то разобрались с туалетами. Видела - поставили туалеты. Никита сказал, что слышал, как владелец туалетов был недоволен тем, что на туалетах есть символика владельца. Позже в каком-то интервью этот самый владелец сказал, что и не думал, что даже с туалетами можно войти в политику.
Люди вокруг играли на гитарах, видела даже малчика, играющего на гармошке, играли в разные настольные игры, дискутировали и знакомились.
Ко мне подошел бомж и спросил:
- Где здесь раздают бутерброды?
Много бомжей и беспризорников. Им хорошо, в лагере можно урвать и пенки и спальник и кормят еще непрерывно. Питаются и все проходящие мимо, в то время, как многие, кто пришел не надолго, говорят:
- Еда пусть останется тем, кто в ночь.
Выпустили газету в количестве пятьсот экземпляров "Добрый лагерь" - газета взаимопомощи мобильного лагеря. В ней можно прочитать все про лагерь, а также найти полезную информацию, что делать, если вас свинтили полицейские -куда звонить, что делать, если вас пытаются забрать в армию незаконно, что делать, если лагерь снесут в один момент.
По лагерю ходят известные люди. Видела Максима Виторгана, Кирилла Серебренникова, Виолету Волкову.
Подходила к разным людям и задавала им несколько вопросов: "как давно вы стали ходить на митинги? Почему вы здесь? Что будет дальше? И для чего здесь все собрались?"
Несколько человек ответили, что пришли первый раз, потому что друзья привели. Или прочитали в твитере, что здесь - движуха. Сказали, что уже час ходят, вполне себе весело. И еще сказали, что к политике они никакого отношения не имеют, поэтому говорить о том, что может быть в будущем, они не могут.
Часть людей ходит на митинги еще с декабря. Искренне надеется изменить ситуацию. Первый шаг - добиться свободы собираться и проводить митинги. Второй шаг - информирование населения о том, что происходит в стране и вселение уверенности в это самое население, что только активностью можно добиться перемен в стране.
Несколько человек говорили, что им страшно, что вся эта история, которая так трагично начиналась, может закончиться фарсом. Для правительства - это была бы отличная история. Они над этим работают. Такой лагерь, который выливается в фестивальный лагерь веселых людей, где все вместе весело проводят время.
Еще парочка сказали про Ксению Собчак - "она же не глупая, пока все не критично, она здесь. При первой же опасности сольется".
Ко мне подошли четверо подвыпивших молодых людей, которые спросили, журналист ли я и для кого работаю. И не стыдно ли мне ощущать свою принадлежность к этим клоунам.
Пришлось полчаса им разъяснять, почему все эти люди здесь собрались. Сначала они громко смеялись. Но потом парочка из них попросила оставшихся помолчать и стала слушать.
Собственно, они начали со стандартного вопроса - если не Путин, то кто.
Пришлось объяснять, что альтернативы никогда и не будет, если будет Путин. Никаких других кандидатов просто не допустят к выборам. Рассказать им про выборы Ельцина и других кандидатов. Про то, что происходит в стране. И задать вопрос, считают ли они, что люди не могут мирно собраться где-нибудь в парке и обсудить вместе ситуацию. Достойно ли это того, чтобы их разогнали омоновцы с дубинкой.
В этом очень важная штука - разговаривать с каждым и пытаться достучаться. У людей настолько промыты мозги, многие не желают тебя слышать. И только вот это вот - знаете, даже за то, что здесь я встретила такое количество отличных людей, за ощущение, что я - не одна такая в Москве и нас даже не десятки, нас очень много, уже за это одно я готова благодарить эту ситуацию
И да, все-таки самый актуальный вопрос по-прежнему - что мы делаем дальше?