Лиллиан Бассман родилась в 1917 в Бруклине в семье еврейских интеллектуалов, уехавших из России.
В шесть она познакомилась с мальчиком Полом. Ему было девять. Он был сыном маминой начальницы. Они подружились. В ее тринадцать они встретились снова. В пятнадцать стали жить вместе и прожили семьдесят семь лет под одной крышей. До самой его смерти. Она пережила его на три года. Он был фотографом. Она увлекалась живописью.

































За свою долгую жизнь она успела поработать моделью, дизайнером, художником, арт-директором и модным фотографом. Она снимала рекламные компании и была успешным коммерческим фотографом.
Однажды Алексею Бродовичу понравились работы дизайнера и иллюстратора Лиллиан Бассман и он предложил ей место со-директора журнала Harper-Bazaar и Junior Bazaar в 1945 году
Алексей Бродович называли солдафоном и сухарем, а также отцом основателем мира гламурных журналов. Он тоже был российским эмигрантом, сыном барона, бывшим офицером российской армии, а впоследствии стал арт-директором Harper Bazaar. Он собирал вокруг себя молодых талантливых людей и давал им свободу творить. Его частым обращением к сотрудникам своего журнала было - удиви меня.
Работая в Harper Bazaar, Лиллиан стала часто посещать проявочную комнату. Происходило это в обеденный перерыв, наблюдала как проявляет пленку и печатает фотографии Георгия Гойнингена-Гюне, еще один русский эмигрант.
Конечно же она стала проявлять фотографии самостоятельно. Еще до того, как она стала фотографом. При проявке она использовала бумажные салфетки и марлю, затеняя нужные ей участки фотографии, чтобы достичь необходимой тональности и фактуры выбранных участков.
Ей было интересно создавать новый вид изображения, отличный от того, как снимает камера. В какой-то момент Ричард Аведон уехал в Париж снимать последнюю коллекцию мод и позволил ей воспользоваться его студией и его ассистентом.
В тот момент она еще не знала, как измерять выдержку, как пользоваться камерой. Так что ассистент пришелся весьма кстати, помогая ей настраивать камеру. Как раз в этот момент она получила свой первый заказ на съемку нижнего белья. К тому моменту, когда Аведон вернулся из Парижа, работа над заказом завершилась.
До этого белье рекламировали крупные женщины среднего возраста. На фотографиях Лиллиан - грациозные барышни, изящно изогнутые. Сплошные полунамеки и размытые очертания. Элегантность, грация и мягкий фокус. Художественное образование в сочетании с любовью к экспериментам в фотографии привело к созданию удивительных живописных фотографий.
В шестидесятых она решила уйти из мира моды. Пришло новое поколение моделей. В индустрии моды стало принято приглашать стилистов и визажистов на съемки. Ей всегда было комфортнее работать один на один с моделью. Она выбросила все негативы.
Снимала для себя.
В девяностых один из ее друзей нашел забытые негативы в старом сарае за домом. И уговорил ее напечатать их. Так произошло второе рождение фотографа Лиллиан Бассман. Выставки, публикации, слава. Он же настоял на изучении фотошопа. Оказалось, что с помощью фотошопа можно было достичь подобного эффекта, который на ее старых фотографиях.
Она фотографировала до самой смерти. Лиллиан Бассман умерла в возрасте девяносто четырех лет в своей квартире на Манхэтенне.
Последнее интервью с Лиллиан. На английском.